Вы здесь

Статья

Монтаж проводов (грозотросов, ОКГТ, ОКСН) ВЛ методом "под тяжением"

Особенности технологии раскатки проводов методом «под тяжением»

ЧАСТЬ 4

При осуществлении работ по монтажу проводов методом «под тяжением» можно выделить основные этапы:

- подготовительные работы;
- раскатка троса-лидера;
- протяжка провода;
- натяжка провода, визирование и крепление;
- перекладка проводов, окончательное проектное закрепление, установка гасителей вибрации и т.п.

Сами работы по монтажу провода (грозотроса, ОКГТ, ОКСН) необходимо выполнять по заранее утвержденному ППР, с соблюдением действующих правил по ТБ и монтажу, инструкций заводов-изготовителей провода или кабеля.

При выполнении подготовительных работ выполняют доставку на место монтажа и размещение необходимого оборудования и приспособлений. При выполнении работ, необходимо создать только две площадки, одну для натяжной и одну для тормозной машины с расстоянием между ними от нескольких до 5-10 километров и более, в зависимости от строительной длины монтируемого провода (оптического кабеля).

При выполнении подготовительных работ выполняют доставку на место монтажа и размещение необходимого оборудования и приспособлений. При выполнении работ, необходимо создать только две площадки, одну для натяжной и одну для тормозной машины с расстоянием между ними от нескольких до 5-10 километров и более, в зависимости от строительной длины монтируемого провода (оптического кабеля).

При работах этим методом во многих странах мира, при строительстве ВЛ в лесу, работы производяться без вырубки просеки, а провода подвешиваются на опорах над деревьями, что не наносит вреда окружающей среде, не создает объёма дополнительной работы и намного уменьшает стоимость строительства.

В начале участка воздушной ЛЭП (на стороне Торможения) размещаются барабаны с проводом, установленные на гидравлических подставках, а также тормозная (реверсивная) машина. После установки тормозная машина закрепляется с помощью стальных тросов к временным якорям, которые могут представлять систему бетонных блоков или якорей, заглубленных в грунт.

    

Рис. Установка тормозной машины с якорями: стрелками показаны варианты временных якорей, виден стальной трос от машины к якорям

Гидравлические подставки для барабанов с проводом и тормозная машина должны быть установлены (согласно Руководства по эксплуатации тормозной машины) на некотором расстоянии друг от друга и на расстоянии равном от 2 до 4-х высот самой опоры от тормозной машины до крайней опоры участка монтируемой строительной длины. Барабаны устанавливаются на гидравлических подставках так, чтобы при раскатке они вращались против стрелки, нанесенной заводом на барабане, а провод сходил с верха барабана. Торможение отдаваемого провода осуществляется дисковым тормозом на самой гидравлической подставке.

Рис. Размещение оборудования на стройплощадке ВЛ

На другой стороне строительной длины (на стороне Натяжения) монтируемого участка ВЛ, на расстоянии равном от 2 до 4-х высот самой опоры от натяжной машины до крайней опоры, ограничивающей участок монтируемого пролета, устанавливается натяжная (реверсивная машина + намотчик) машина. Натяжная машина также надежно закрепляется якорями, согласно Руководства по эксплуатации.

Состав оборудования, марки машин их тяговые и тормозные характеристики определяются в зависимости от типа линии, провода и требуемых тяговых усилий.

Реверсивные машины могут быть использованы и в качестве тормозной и в качестве натяжной машины, что делает сам процесс работ более производительным в случае, например реконструкции, так как можно использовать в качестве троса-лидера имеющийся на ВЛ старый демонтируемый провод (грозотрос), не протягивая при этом новый плетеный стальной трос-лидер.

На данном этапе также осуществляется подвеска раскаточных роликов на траверсах опор в точках близких к проектным точкам крепления провода. Раскаточные ролики крепятся непосредственно к гирлянде изоляторов на промежуточных опорах или к траверсе опоры на анкерных или анкерно-угловых опорах.

Рис. Крепление раскаточного ролика к траверсе опоры и протяжка троса-лидера вертолетом

Раскатка троса-лидера, в зависимости от конструкции раскаточных роликов и количества протягиваемых проводов, может выполняться раскатыванием его вдоль трассы линии, с поднятием на каждую опору и укладкой в паз ролика, или возможна раскатка с помощью вертолета (данный способ применяется во многих странах как основной).

При одновременной протяжке 2-х, 3-х или более проводов расщепленной фазы трос-лидер укладывают в средний паз раскаточного ролика.

Протяжка провода. Перед запуском машин раскатываемый(е) провод(а) запасовывают на барабаны кабестана тормозной машины (Tesmec Mag 09#2012), а трос-лидер на барабаны кабестана натяжной машины.

Вблизи от тормозной и натяжной машинам на протягиваемый провод и стальной трос-лидер устанавливаются скользящие роликовые заземления (с шунтом на заземлитель) для защиты персонала от поражения наведенным электрическим током в процессе выполнения работ.

Рис. Роликовое скользящее заземление на протягиваемом проводе

На конец провода, перед соединением его с тросом-лидером, надевают зажим «чулок». «Чулок» устанавливается по инструкции и его свобонная часть закрепляется на проводе с помощью бандажа. В процессе дальнейшего натяжения провода, зажим «чулок» прочно сцепляется с проводом по всей поверхности соприкосновения.

Зажим «чулок» присоединяют к тросу-лидеру через вертлюг и, если необходимо, через коромысло (при одновременной раскатке нескольких расщепленных проводов). Вертлюг предотвращает скручивание раскатываемого провода. Зажим «чулок» обеспечивает надежное соединение раскатываемого провода с коромыслом или непосредственно с трос-лидером и свободную протяжку места соединения по раскаточным роликам.

                      

Рис. Крепление «чулка» на проводе – надевают монтажный чулок на раскатываемый провод.

Пример крепления 3-х проводов к тросу-лидеру с помощью коромысла показан на схематическом рисунке ниже.

Рис. Схема крепления 3-х проводов к тросу-лидеру

Для протяжки провода включают натяжную машину, которая начинает намотку троса-лидера. При этом включают и тормозную машину. Сходящий с барабанов кабестана натяжной машины трос-лидер наматывается на съемный барабан встроенного намотчика машины (с автоматическим распределителем-укладчиком). При помощи наматываемого и протягиваемого троса-лидера протягивает провод  по раскаточным роликам. При этом провод протягивается «под тяжением», то есть в натянутом состоянии, не касаясь земли (с соблюдением габарита).

Работу 2-х операторов машин синхронизируют передачей команд по радиостациям.

Ввиду того, что участок трассы ВЛ, на котором протягивается провод, может достигать нескольких километров, и одного барабана с проводом недостаточно, то протяжку периодически останавливают для подсоединения нового барабана с проводом на другой гидравлической подставке и соединения провода с предыдущим в одну длину.

Последовательность операций следующая:
- после того как конец провода сошел с барабана протяжку останавливают, тормозную машину ставят на гидротормоз;
- с новой гидравлической подают конец от нового провода;
- провода временно соединяют двойным зажимом «чулок»;
- возобновляют протяжку для того момента, чтобы место соединения 2-х длин проводов прошло через кабестан тормозной машины и вышло в пролет;
- далее протяжку приостанавливают;
- на провод в пролете монтируется клиновой зажим «лягушка», заякоренный, например, за тормозную машину, и с помощью ручной цепной тали с раскатываемого провода снимается тяжение;

        

    a                                                                        б

Рис. Приспособления для снятия тяжения с провода: а – клиновой зажим «лягушка»; б - ручная цепная таль.

- демонтируется временное соединение проводов – двойной зажим «чулок»;
- выполняется постоянное соединение 2-х длин провода методом опрессовки соединительного зажима, на соединительный зажим устанавливается защитная «рубашка» PG;
- с помощью отдачи тяжения цепной талью возвращается тяжение на провод, с провода снимается зажим «лягушка»;
- протяжка возобновляется.

Кроме того, протяжку приостанавливают в случае, когда требуется заменить наполненый барабан с тросом-лидером на встроенном намотчике. Последовательность операций здесь следующая:

  1. после того как место соединения двух длин троса-лидера (с фиксированным соединителем) прошло барабаны кабестана натяжной машины и подошло к барабану намотчика, протяжку приостанавливают;
  2. демонтируется с места соединения фиксированный соединитель;
  3. свободный конец троса-лидера доматывается на барабан и барабан с тросом-лидером демонтируется с намотчика;
  4. на намотчик устанавливается пустой стальной барабан и к нему крепится свободный конец приходящего с кабестана куска троса-лидера;
  5. протяжка провода возобновляется.

В процессе протяжки проводов (грозотросов, ОКГТ, ОКСН) усилие тяжения регулируется торможением ходовых колес кабестана тормозной машины, контролируемым с пульта управления машины.

Рис. Пульт управления тормозной машины

Во время протяжки тормозная машина создает усилие торможения меньшее, чем усилие натяжения на натяжной машине. Важно поддерживать достаточную степень натяжения провода в ходе протяжки во избежание его опускания и возможных повреждений. Большое тяжение при протяжке в сочетании с неправильно подобранными малыми радиусами изгиба провода (например, при применении тормозной машины с кабестаном малого диаметра) может явиться причиной повреждения («фонари») и обрыва отдельных проволок протягиваемого провода.

Безопасность. Натяжные и тормозные машины оснащены устройствами ограничивающими максимальное тяговое усилие/торможение и приборами контроля. Это позволяет мгновенно прекратить работу машины при достижении предварительно заданного уровня тяжения, чтобы не повредить провод (грозотрос, ОКГТ, ОКСН).

 

Продолжение следует        

 

КОГДА: 
пятница, 7 ноября, 2014